20 Мая 2014

Авторынок Ивановской области в оценках жителей региона. Часть I (апрель 2014)

Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» представляет первую часть результатов социологического исследования, посвящённого текущему состоянию автомобильного рынка Ивановской области, в том числе наличию в домохозяйствах региона легковых автомобилей, частоте вождения за рулём, брендовым предпочтениям автомобилистов, а также выбору ими способов ремонта (техобслуживания) своих автомобилей.

Автомобили, согласно данным опроса, есть в 48,0% домохозяйствах региона, причём в 6,3% из них имеется более одной машины на семью. Характерно, что ситуация в Ивановской области в целом не отличается от общероссийской. Так, по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), о наличии машины в семье (одной или более) сообщают 47% россиян (среди них у 43% есть один автомобиль, а у 4% – два и более автомобиля).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Есть ли в Вашей семье автомобиль?», %

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Есть ли в Вашей семье автомобиль?», %

В настоящее время автовладельцев больше среди мужчин, в целом респондентов от 30 до 54 лет, предпринимателей (руководителей предприятий), представителей производственной и непроизводственной интеллигенции, а также военнослужащих, со среднемесячными доходами на одного члена семьи в размере 20000 рублей и более.

Рис. 2. Частота вождения автомобиля, %

Рис. 2. Частота вождения автомобиля, %

Чуть меньше половины опрошенных (44,8%) садятся за руль своего автомобиля ежедневно или почти каждый день, 12,7% – 1-2 раза в неделю, 8,1% – несколько раз в месяц и 3,1% – несколько раз в год, а каждый третий опрошенный (31,3%) в течение последнего года самостоятельно вообще не водил автомобиль. В данном случае, автомобилем либо управлял другой член семьи, либо машина стояла гараже (на автостоянке, во дворе дома) и не была в эксплуатации. Вождение автомобиля по-прежнему является мужской прерогативой, однако с каждым годом автолюбителей женского пола становится всё больше.

В ходе опроса мы поинтересовались у жителей области, какой марки автомобиль у них имеется. Результаты опроса показали, что самым популярным автомобильным брендом среди ивановцев являются автомобили семейства ВАЗ, которыми владеют свыше 47% автомобилистов.

Рис. 3. Рейтинг популярности автомобильных брендов среди респондентов, %

Рис. 3. Рейтинг популярности автомобильных брендов среди респондентов, %

Второе место в рейтинге со значительным отрывом от лидера занимают машины французского автоконцерна Renault (7,7%), тройку лидеров замыкает немецкий Volkswagen (5,4%) и отечественный ГАЗ (5,4%). В десятку наиболее часто встречаемых брендов входят также Ford (4,2%), Chevrolet (3,9%), Nissan (3,5%), Toyota (3,5%), Hyundai (3,1%) и Opel (2,7%).

Рис. 4. Популярность отечественных и зарубежных автомобильных брендов (Иваново / область), %

Рис. 4. Популярность отечественных и зарубежных автомобильных брендов (Иваново / область), %

В целом же по региону отечественные автомобильные бренды несколько уступают по популярности зарубежным (48,0% против 52,0%), однако в г.Иваново и других населённых пунктах региона ситуация сильно различается. В частности, в областном центре доля зарубежных авто составляет почти 2/3 всего легкового автопарка, тогда как в других городах и районах области она не превышает 42% и уступает продукции отечественного автопрома. Если говорить о ситуации в целом по стране, то по данным всё того же ВЦИОМа, доля российских и иностранных автомобилей составляет примерно 50% на 50%, поэтому и здесь наша область не выделяется на фоне общероссийской картины.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 22-23 февраля 2014 года. Опрошено 1600 человек в 130 населённых пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Исследование было проведено 7-11 апреля 2014 года среди жителей г.Иваново и Ивановской области от 18 лет и старше. Объём выборки составил 500 человек. Ошибка выборки не превысила 5%.