10 Февраля 2014

Состояние российского рынка закупок на проведение социологических исследований (январь 2014)

Аналитическое агентство «ИМИДЖ-ФАКТОР» завершило исследование российского рынка открытых закупок со стороны государственных (муниципальных) органов власти и коммерческих организаций на проведение социологических исследований по итогам 2013 года.

В рамках исследования изучению были подвергнуты 6 тендерных площадок, которые охватывают доминантную часть всех закупок на проведение социологических исследований. К категории закупок на проведение социологических исследований были отнесены тендеры, предметом которых являлись работы (услуги) по изучению общественного мнения (населения, делового сообщества, экспертов и т.п.). Напротив, нами не учитывались случаи, когда заказчики «маскировали» предмет заказов, пытаясь избежать ненужной конкуренции среди поставщиков для «своего» исполнителя, либо включали в предмет разноплановые сопутствующие услуги, оказание которых «затемняло» (отодвигало на второй план) проведение социологических исследований.

Результаты исследования свидетельствуют, что всего в 2013 году было размещено 578 закупок (тендеров) на проведение социологических исследований. В 98% случаев такие закупки были завершены и по их итогам заключены контракты. Что касается отменённых закупок (таковых оказалось немного – 12), то по способу размещения заказа на проведение социологических исследований среди данных закупок лидирует открытый конкурс.

Стоит отметить, что в 1/4 случаев закупки были отменены по решению контрольно-надзорных органов, в подавляющем же большинстве – по решению заказчика до момента вскрытия заявок. Однако в 8,3% случаев закупки были отменены по решению заказчика уже в ходе процедуры рассмотрения заявок, что может рассматриваться и как нежелание заключать контракт с выигравшим участником заказа.

Рис. 1. Способы размещения завершённых закупок на проведение социологических исследований, %

Рис. 1. Способы размещения завершённых закупок на проведение социологических исследований, %

Среди завершённых закупок (по итогам которых заключены контракты) в 1/3 случаев способом размещения заказа был выбран запрос котировок, в 1/4 случаев таким способом стал открытый конкурс, каждая пятая закупка была проведена с помощью электронного аукциона. Остальные способы размещения закупок на проведение социологических исследований распространены значительно реже.

Рис. 2. География размещения завершённых закупок на проведение социологических исследований (по федеральным округам РФ), %

Рис. 2. География размещения завершённых закупок на проведение социологических исследований (по федеральным округам РФ), %

Лидером по размещению закупок на проведение социологических исследований является Центральный федеральный округ (свыше 34% всех закупок). За ним следуют Приволжский, Сибирский и Северо-Западный федеральные округа (в среднем около 10-14% на каждый). На остальные федеральные округа приходится по отдельности менее 10% от общего числа размещённых по итогам прошлого года закупок на проведение социологических исследований. Аутсайдером здесь является Северо-Кавказский федеральный округ (чуть более 1%).

Что касается собственно регионов страны, то здесь абсолютное первенство по числу размещенных заказов на проведение опросов общественного мнения принадлежит Москве (почти сотня закупок). Существенно меньшее количество заказов приходится на Пермский край и Ярославскую область (34 и 31 закупки соответственно). Вместе с тем, в группу регионов с числом закупок на проведение социологических исследований от 10 и выше вошло 16 субъектов РФ. Можно сказать, что на эти регионы приходится 3/4 всех завершённых закупок. В 24 субъектах страны в 2013 году были размещены всего 1-2 тендера на проведение опросов общественного мнения.

Всего по итогам 2013 года было размещено заказов на изучение общественного мнения почти на 1 млрд. рублей. Из этой суммы 0,6 млрд. рублей приходится на такой способ размещения заказа, как открытый конкурс.

Рис. 3. Средняя начальная цена завершённых закупок и средняя цена заключённого контракта на проведение социологических исследований (в разрезе способа размещения заказа), тыс. рублей с учётом робастного значения

Рис. 3. Средняя начальная цена завершённых закупок и средняя цена заключённого контракта на проведение социологических исследований (в разрезе способа размещения заказа), тыс. рублей с учётом робастного значения

Если говорить о средних суммах размещаемых заказов, то здесь опять же лидирует открытый конкурс – средняя начальная цена закупки, размещенной данным способом, составляла 1,072 млн. рублей. Однако по итогам торгов она была снижена практически втрое – до 371 тыс. рублей (средняя цена заключенного контракта). Также двойное снижение начальной цены закупки наблюдается в электронном аукционе и запросе котировок. Столь значимое снижение может быть обусловлено двумя причинами – слишком завышенной изначально со стороны заказчика ценой закупки и/или демпингом со стороны участника тендера с целью гарантии себе победы в конкурентной борьбе за заключение контракта.

Полный отчёт, отражающий состояние открытого рынка прямых закупок на проведение социологических исследований, Вы можете заказать, связавшись с нами.